04.04.2012 | Служба новостей Росфирм

Мифы в трубопроводной арматуре

Миф 1. Шаровые краны и дисковые поворотные затворы – самые прогрессивные конструкции в ТПА. Они скоро полностью вытеснят задвижки и запорные клапаны. 

На самом деле во всем мире после широкого внедрения этих относительно новых конструкций доля задвижек осталась на уровне 55 %, а доля запорных клапанов, хотя и значительно снизилась, осталась относительно большой – приблизительно 15 %. Широкому внедрению шаровой арматуры и дисковых затворов в нашей стране препятствуют два показателя – это цена и «грязная» рабочая среда. Опыт эксплуатации показал, что для надежной работы шаровых кранов необходимо устанавливать дополнительные фильтры, а использование дисковых затворов в качестве запорной и регулирующей арматуры одновременно практически невозможно. Как правило, либо не выполняется функция запорной арматуры с заявленным классом герметичности, либо регулирование потока возможно только при определенных углах поворота затвора. Цена на шаровую арматуру и дисковые затворы практически для всех типоразмеров выше, чем цена задвижек, а там где она сравнима, задвижки, как правило, не применяются. Имеющиеся массогабаритные преимущества кранов и затворов пока не дают очевидной тенденции вытеснения задвижек и клапанов. До сих пор не решена проблема зауженных проточных частей корпуса у кранов и затворов. В последние годы наблюдаются не вытеснение задвижек и клапанов, а перераспределение долей рынка между шаровой арматурой и дисковыми затворами. Происходит замена: чугунные шаровые краны на дисковые затворы для больших диаметров и возврат задвижек вместо шаровых кранов для средних диаметров от 200 до 500 мм. А на крупнейшем трубопроводе ВСТО продолжают устанавливать шиберные задвижки. Ни кранов, ни затворов нет даже в проекте.

Миф 2. Отливки и поковки полностью вытеснят штампосварные конструкции задвижек. 

Резкий уход с рынка штампосварных задвижек в 90-е годы явился следствием их неприемлемого качества, когда производством арматуры занялись сотни «полуподпольных и гаражных» кооперативов. Попытки широко внедрить поковки вместо отливок для средних диаметров от 150 до 300 мм окончились неудачей. Так же, как и попытки создать универсальные по габаритам конструкции задвижек и клапанов. Широкому внедрению отливок в арматуре помогло удачное стечение обстоятельств а начале 90-х годов, когда простаивали мощности крупнейшего литейного завода «Камлит» в Набережных Челнах. В 1995 году комплект отливок для задвижки 30с41нж Ду 50 стоил не более 8 долларов. Тогда же в Москве появилось большое количество «производителей камлитовской задвижки». Самой известной была компания «Огниво», которая массово поставляла на всю страну. Тогда же родились новые заводы, которые сегодня, спустя 15 лет, стали лидерами по производству задвижек, оптимально сочетая отливки собственного и китайского производства.

Но ранее в 70-е годы, когда строили завод «Наманганмаш» в Уэбекистане по производству только сварных задвижек из стали и титана, во всех НТД указывалось, что штампосварная конструкция является самой прогрессивной и надежной, потому что качество можно проконтролировать на каждом этапе производства – от проката до сварки. Сегодня потребитель спокойно относится к штампосварным задвижкам. Возврат их на рынок в доперестроечном объеме, цены на которые всегда были ниже, чем на литые задвижки, неизбежен в ближайшие 2-3 года. Более подробно посмотреть информацию об арматуре можно здесь.

Миф 3. Электроприводы полностью заменят пневмо- и гидроприводы для трубопроводной арматуры.

За последние 5 лет самое удивительное явление в ТПА – это резкое отличие структуры нашего внутреннего рынка от мирового в соотношении долей электроприводов и других видов управления. Начало положили проектанты, которым было намного проще поставить в проект электропривод, чем «чертить» сложную систему воздушных или гидравлических линий. На одном из семинаров, когда был дан прогноз, что пневмоприводы могут вернуться в арматуру, проектанты резко возмутились – менять проекты уже никто не будет, им компрессоры уже не нужны. Но… Есть цена, которая сегодня стоит на первом месте у заказчика при выборе арматуры и приводов. Стоимость пневмо- и гидроприводов в комплекте с обвязкой сегодня в разы меньше, чем цена электропривода. Второе – это новое требование автономности питания. В результате появились новые виды приводов – гибридов, в которых сочетаются функции электро-, пневмо- и гидроприводов. Новые разработки уже представлены на крупнейших мировых выставках. Рост доли электроприводов в 2010 году приостановился. Но переход к мировому соотношению долей различных типов закончится не в ближайшие годы, а, видимо, позже. Проектанты и заказчики пока против компрессоров!

Миф 4. Неликвиды и фальшивая арматура уйдут с рынка ТПА в ближайший год.

Еще в 2002 году на одном семинаре был сделан прогноз, что «серый рынок ТПА» скоро исчезнет, потому что неликвиды в стране заканчиваются, и «фальшивой» арматуры скоро не будет. Прошло почти 10 лет. Интернет на 99 % заполнен объявлениями о продаже арматуры неизвестного происхождения. Откуда она берется? Очевидно, со складов, которых в нашей огромной стране еще много. Миф о том, что «серой арматуры» нет или что скоро ее вообще не будет, очень популярен. Но этого не происходит, и все прогнозы об исчезновении «фальшивой» арматуры пока не подтверждаются. Более того, доля «серого рынка» является значительной, по нашим оценкам от 8 до 10 % общего объема рынка ТПА. Наличие «фальшивой» арматуры – это причина низких рыночных цен. Это также причина низких низких заводских цен, которые уже более 5 лет не повышались. Сколько бы ни говорили об инвестициях в арматуру, реально их нет, и не будет. Развитие отрасли сейчас тормозится только низким уровнем рыночных цен. Пока есть «серый рынок» и «облегченная китайская задвижка», реального развития арматурной отрасли с помощью внутренних рыночных механизмов не будет. Рост заводских цен в 2010-2011 годах, снижение доли «серого рынка» (хоть и незначительно) – это сегодня самая позитивная тенденция в арматуре.