19.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Челябинск на волнах эфира
В начале 90-х годов дела на рынке радио-СМИ в Челябинске обстояли хорошо. Работали две высокопрофессиональные бригады в формате «ток-радио» - «Новый день» (государственное СМИ, входящее в систему ЧГТРК) и «Новая волна-2» (принадлежащее «Связьинформу»). В Челябинске, одной из первой в России, заработала частная музыкальная радиостанция «Интерволна» (хозяева - Сергей Шариков и Лев Мерензон). Однако в начале 21-го века все изменилось. В сегменте FM-диапазона доминируют федеральные радиостанции. Аудитория ЧГТРК, слушающая ток-радио из розетки, сузилась до нескольких тысяч человек, и это число, как и авторитет, продолжает уменьшаться.
«Интерволна»
Одной из первых музыкальных радиостанций в России, начавшей вещать на ультракоротких волнах, была челябинская «Интерволна».
Сергей Шариков |
Дела в «Ариэле» на тот момент шли неважно, и Сергей Шариков, человек с отличным музыкальным слухом и неплохими связями, решил заняться частным бизнесом, по примеру французских коллег из «Европы Плюс» открыв музыкальную радиостанцию. На тот момент «европейцы» вещали только в Москве и Петербурге.
В течении трех дней (!) Сергей Шариков получил лицензию на частоту. Купил передатчик в Санкт-Петербурге и собственноручно перевез два тяжелых ящика в Челябинск. Договорился с начальством из радиотрансляционного центра на использование антенны и даже получил для работы один из кабинетов.
«Там раньше был некий физкультурный кабинетик, где сотрудники ЧГТРК и ОРТПЦ резались в пинг-понг, - смеется Шариков. - Вот на этих теннисных столах мы и установили наше оборудование и начали вещание "Интерволны"».
Шариков привлек в свою команду звукорежиссера ЧГТРК Алексея Речкалова, знакомого по «Ариэлю» - экс-конферансье популярного ВИА Владимира Царькова, профессиональную переводчицу Елену Городецкую.
«Еще нужны были люди, - говорит Шариков, - и я пошел на какой-то смотр-конкурс в институт культуры. Слушал выступление студентов со сцены, задремал грешным делом, но меня разбудил мощный рев какого-то студента, читающего стихи без микрофона. Я запомнил его фамилию - Вадим Евдокимов. Вместе с ним пришла и Оксана Гаркуша. А чуть позже появился Илья Белов».
На тот момент «Интерволна» стала настоящим откровением в радиожурналистике Челябинска. А через 2-2,5 года проект начал приносить г-ну Шарикову и второму владельцу станции Льву Мерензону ощутимую прибыль. И в 1996 году было принято решение расширять медиахолдинг и начать делать собственные телепрограммы. Сначала Шариков получил лицензию на 39-й канал, но, буквально, через несколько недель, ее отняли. Президент России Борис Ельцин выпустил указ, отдав 39-й канал москвичам под проект «Культура». Упорный Шариков получил после этого 34-й канал («ТВ-Центр») и начал производство собственного телепродукта. Причем пользовался он человеческим ресурсом «Интерволны» - телепрограммы вели уже раскрученные звезды радиоэфира - Евдокимов, Гаркуша, Царьков.
В 2002 году у Шарикова начались проблемы. Во-первых, до предела ужесточилась конкуренция, на радиорынок Челябинска давно пришли такие игроки, как «Европа Плюс», «Русское радио», «Олимп» и другие. Во-вторых, на прибыльную «Интерволну» появился покупатель. Им стал Александр Беспутин.
«Народный Хит», «Абсолютное радио»
Александр Бенко |
«Когда мы только стартовали, в Челябинске была лишь «Интерволна», - вспоминает Бенко. - Вот тогда было очень тяжело. У рекламодателей всегда возникал вопрос, а зачем нам вторая музыкальная радиостанция, ведь уже есть «Интерволна»?»
Однако, по мнению экспертов, не «Европой Плюс» более ценен Бенко для медиапространства Челябинска. К 2004 году в Челябинске местный музыкальный эфир был основательно оккупирован сетевым продуктом, бал правили москвичи и свердловчане, а две челябинские станции - «Интерволна» и «L-радио» - были оттеснены из первой десятки. Никто в этот момент не ожидал, что чисто местный радиопродукт может быть востребован челябинской аудиторией и будет иметь коммерческий успех. Всем доказал обратное Александр Бенко, став топ-менеджером мощного финансового холдинга «Уралсвязьинформ» и открыв в Челябинске две чисто местные станции - «Народный хит» и «Абсолютное радио».
«Конечно, производство собственного программного продукта дороже, - считает г-н Бенко. - Но и эффективность на местном рынке, соответственно, выше. Ведь москвичи делают то же самое, что и мы, только у себя в Москве, а продукт экспортируется на 1/8 часть суши. Но самое-то главное - это удовлетворение местного радиослушателя. Мы уже доказали это «Народным хитом». Ведь вкусовые пристрастия от региона к региону отличаются».
Сделав успешными и популярными «Народный Хит» и «Абсолютное радио», Александр Бенко совершил вторую после Шарикова радиореволюцию на местном медиаполе. Он доказал, что челябинский FM-продукт может своим качеством превосходить, или, по крайней мере, быть не хуже сетевых московских аналогов.
«Русское радио-Континенталь»
Борис Ройзман |
В 2007 году, однако, эта ситуация москвичам не понравилась, и они предприняли попытку отнять у Ройзмана бренд «Русского радио», начав вещание популярной радиостанции на своей частоте - 104,1 FМ. Однако принадлежащая Борису Ройзману частота 100,4 FM продолжает выдавать в эфир то же самое «Русское радио», только со скромной приставкой «Челябинск», недавно смененную на «Континенталь». Обе стороны пытались уничтожить друг друга через суд, но, в итоге, теперь на Южном Урале можно послушать два «Русских радио» - Ройзмана и московское. И Борис Григорьевич, и москвичи в один голос утверждают, что именно их радио - самое популярное, самое коммерчески успешное и самое «русское»...
«L-радио»
Владимир Махалов |
«С монополизмом Минсвязи мы столкнулись еще при оформлении 36-го телеканала, но тогда нам на руку сыграло личное знакомство с первыми лицами российского телевидения, понимавшими необходимость демонополизации отрасли, - говорит Василий Платонов, - с FM-частотой это не помогло. Она простояла около года». Как вариант выхода из ситуации появляется договор о совместном вещании ЧГТРК с компанией «Логика» Владимира Махалова, на которую эта частота и оформляется.
Получив лицензию, «Логика» расторгла договор с ЧГТРК. Собственное вещание на 104,9 FM она начинает в середине 90-х годов под брендом «L-радио». Российская и зарубежная попса, на которую изначально сделал ставку руководитель радиостанции Олег Барабышкин, оказалась коммерчески исключительно успешной. «L-радио» более десятка лет оставалось в первой пятерке самых рейтинговых радиостанций. Однако в лидеры челябинского вещания ее вывел Махалов-младший, ориентировав формат на молодежь и сделав его более танцевальным.