19.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Челябинск на волнах эфира

В начале 90-х годов дела на рынке радио-СМИ в Челябинске обстояли хорошо. Работали две высокопрофессиональные бригады в формате «ток-радио» - «Новый день» (государственное СМИ, входящее в систему ЧГТРК) и «Новая волна-2» (принадлежащее «Связьинформу»). В Челябинске, одной из первой в России, заработала частная музыкальная радиостанция «Интерволна» (хозяева - Сергей Шариков и Лев Мерензон). Однако в начале 21-го века все изменилось. В сегменте FM-диапазона доминируют федеральные радиостанции. Аудитория ЧГТРК, слушающая ток-радио из розетки, сузилась до нескольких тысяч человек, и это число, как и авторитет, продолжает уменьшаться.

«Интерволна»

Одной из первых музыкальных радиостанций в России, начавшей вещать на ультракоротких волнах, была челябинская «Интерволна».

Сергей Шариков

«В 1990 году наш ансамбль «Ариэль» поехал на гастроли в Москву, - рассказывает бывший клавишник легендарного челябинского ВИА и будущий хозяин «Интерволны» Сергей Шариков. - Из аэропорта мы ехали в автобусе, в салоне играла музыка... И вдруг я понял, что водитель включил не магнитофон, а какую-то совершенно необычную радиостанцию, где ведущая сама объявляет песни, сама включает, да еще и шутит со слушателями в прямом эфире. А еще там звучала реклама! Я пересел поближе к водителю и два часа, совершенно пораженный новинкой, слушал все это. Ведущую звали Ксюша Стриж, радио называлось "Европа Плюс"».

Дела в «Ариэле» на тот момент шли неважно, и Сергей Шариков, человек с отличным музыкальным слухом и неплохими связями, решил заняться частным бизнесом, по примеру французских коллег из «Европы Плюс» открыв музыкальную радиостанцию. На тот момент «европейцы» вещали только в Москве и Петербурге.

В течении трех дней (!) Сергей Шариков получил лицензию на частоту. Купил передатчик в Санкт-Петербурге и собственноручно перевез два тяжелых ящика в Челябинск. Договорился с начальством из радиотрансляционного центра на использование антенны и даже получил для работы один из кабинетов.

«Там раньше был некий физкультурный кабинетик, где сотрудники ЧГТРК и ОРТПЦ резались в пинг-понг, - смеется Шариков. - Вот на этих теннисных столах мы и установили наше оборудование и начали вещание "Интерволны"».

Шариков привлек в свою команду звукорежиссера ЧГТРК Алексея Речкалова, знакомого по «Ариэлю» - экс-конферансье популярного ВИА Владимира Царькова, профессиональную переводчицу Елену Городецкую.

«Еще нужны были люди, - говорит Шариков, - и я пошел на какой-то смотр-конкурс в институт культуры. Слушал выступление студентов со сцены, задремал грешным делом, но меня разбудил мощный рев какого-то студента, читающего стихи без микрофона. Я запомнил его фамилию - Вадим Евдокимов. Вместе с ним пришла и Оксана Гаркуша. А чуть позже появился Илья Белов».

На тот момент «Интерволна» стала настоящим откровением в радиожурналистике Челябинска. А через 2-2,5 года проект начал приносить г-ну Шарикову и второму владельцу станции Льву Мерензону ощутимую прибыль. И в 1996 году было принято решение расширять медиахолдинг и начать делать собственные телепрограммы. Сначала Шариков получил лицензию на 39-й канал, но, буквально, через несколько недель, ее отняли. Президент России Борис Ельцин выпустил указ, отдав 39-й канал москвичам под проект «Культура». Упорный Шариков получил после этого 34-й канал («ТВ-Центр») и начал производство собственного телепродукта. Причем пользовался он человеческим ресурсом «Интерволны» - телепрограммы вели уже раскрученные звезды радиоэфира - Евдокимов, Гаркуша, Царьков.

В 2002 году у Шарикова начались проблемы. Во-первых, до предела ужесточилась конкуренция, на радиорынок Челябинска давно пришли такие игроки, как «Европа Плюс», «Русское радио», «Олимп» и другие. Во-вторых, на прибыльную «Интерволну» появился покупатель. Им стал Александр Беспутин.

«Народный Хит», «Абсолютное радио»

Александр Бенко

Значительную роль в развитии радиомедийного рынка Челябинска сыграл инженер-конструктор по образованию и бизнесмен по призванию Александр Бенко. Именно он открыл в Челябинске вторую после «Интерволны» FM-станцию - «Европа Плюс».

«Когда мы только стартовали, в Челябинске была лишь «Интерволна», - вспоминает Бенко. - Вот тогда было очень тяжело. У рекламодателей всегда возникал вопрос, а зачем нам вторая музыкальная радиостанция, ведь уже есть «Интерволна»?»

Однако, по мнению экспертов, не «Европой Плюс» более ценен Бенко для медиапространства Челябинска. К 2004 году в Челябинске местный музыкальный эфир был основательно оккупирован сетевым продуктом, бал правили москвичи и свердловчане, а две челябинские станции - «Интерволна» и «L-радио» - были оттеснены из первой десятки. Никто в этот момент не ожидал, что чисто местный радиопродукт может быть востребован челябинской аудиторией и будет иметь коммерческий успех. Всем доказал обратное Александр Бенко, став топ-менеджером мощного финансового холдинга «Уралсвязьинформ» и открыв в Челябинске две чисто местные станции - «Народный хит» и «Абсолютное радио».

«Конечно, производство собственного программного продукта дороже, - считает г-н Бенко. - Но и эффективность на местном рынке, соответственно, выше. Ведь москвичи делают то же самое, что и мы, только у себя в Москве, а продукт экспортируется на 1/8 часть суши. Но самое-то главное - это удовлетворение местного радиослушателя. Мы уже доказали это «Народным хитом». Ведь вкусовые пристрастия от региона к региону отличаются».

Сделав успешными и популярными «Народный Хит» и «Абсолютное радио», Александр Бенко совершил вторую после Шарикова радиореволюцию на местном медиаполе. Он доказал, что челябинский FM-продукт может своим качеством превосходить, или, по крайней мере, быть не хуже сетевых московских аналогов.

«Русское радио-Континенталь»

Борис Ройзман

На радиомедийном рынке Челябинска особняком стоит такая персона, как хозяин ООО «Радио Континенталь» Борис Ройзман. На радио он получил известность в должности звукорежиссера ЧГТРК, а среди бизнесменов Челябинска Бориса Григорьевича уважают за удивительное чутье и интуицию. Интересно, что Ройзман, в отличие от своих коллег - Шарикова или Бенко, никогда не создавал на местном медиарынке собственного продукта, а всегда пользовался чужим форматом, превращая его в собственный успех. Здесь-то и проявилась интуиция Ройзмана: еще в середине 90-х годов он первым в Челябинске понял, что у слушателей «пойдет» «Русское радио» и получил от Москвы франшизу на вещание «приколов от Фоменко» и прочей русскоязычной попсы. Чуть позже чутье подсказало Ройзману начать сотрудничество с «Радио Шансон» и «Юмор ФМ», и опять результат близок к 100-процентному. Продукт вещает московский, деньги за него собирает бизнесмен челябинский.

В 2007 году, однако, эта ситуация москвичам не понравилась, и они предприняли попытку отнять у Ройзмана бренд «Русского радио», начав вещание популярной радиостанции на своей частоте - 104,1 FМ. Однако принадлежащая Борису Ройзману частота 100,4 FM продолжает выдавать в эфир то же самое «Русское радио», только со скромной приставкой «Челябинск», недавно смененную на «Континенталь». Обе стороны пытались уничтожить друг друга через суд, но, в итоге, теперь на Южном Урале можно послушать два «Русских радио» - Ройзмана и московское. И Борис Григорьевич, и москвичи в один голос утверждают, что именно их радио - самое популярное, самое коммерчески успешное и самое «русское»...

«L-радио»

Владимир Махалов

«L-радио» - вторая после «Интерволны» радиостанция, ориентированная на местное вещание, изначально была отнюдь не частным бизнесом. Оформлением частоты 104,9 занимался руководитель ЧГТРК Виталий Понуров. Предполагавшееся на частоте круглосуточное вещание компании, однако, не началось. По словам Василия Платонова, на вопросы о том, какой продукт должен появиться в радиоэфире, с помощью какой техники и какими ресурсами, представители ЧГТРК в тот период ответить не смогли. Но это была лишь одна сторона проблемы, другая заключалась в том, что компания столкнулась с жестким противодействием ОРТПЦ в лице Юрия Вахтина.

«С монополизмом Минсвязи мы столкнулись еще при оформлении 36-го телеканала, но тогда нам на руку сыграло личное знакомство с первыми лицами российского телевидения, понимавшими необходимость демонополизации отрасли, - говорит Василий Платонов, - с FM-частотой это не помогло. Она простояла около года». Как вариант выхода из ситуации появляется договор о совместном вещании ЧГТРК с компанией «Логика» Владимира Махалова, на которую эта частота и оформляется.

Получив лицензию, «Логика» расторгла договор с ЧГТРК. Собственное вещание на 104,9 FM она начинает в середине 90-х годов под брендом «L-радио». Российская и зарубежная попса, на которую изначально сделал ставку руководитель радиостанции Олег Барабышкин, оказалась коммерчески исключительно успешной. «L-радио» более десятка лет оставалось в первой пятерке самых рейтинговых радиостанций. Однако в лидеры челябинского вещания ее вывел Махалов-младший, ориентировав формат на молодежь и сделав его более танцевальным.

http://chel.ru/