12.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Почему челябинские власти не отказываются от строительства панельных многоэтажек

Михаил Юревич: Люди должны жить в комфортных условиях во всех районах Челябинска, а не только в центре. Фото: Вадим Ахметов
Михаил Юревич: Люди должны жить в комфортных условиях во всех районах Челябинска, а не только в центре. Фото: Вадим Ахметов
 

Почему в столице Южного Урала стоимость квадратного метра жилья - самая низкая среди городов-миллионников? Когда в городе все-таки будет построено метро? Можно ли рассчитывать в ближайшем будущем на улучшение экологической ситуации? Об этом шла речь на "Деловом завтраке" в Челябинском филиале "РГ" с главой Челябинска Михаилом Юревичем.

Ценовой коридор

Российская газета: Михаил Валериевич, что делают городские власти, чтобы не росла стоимость жилья?

Михаил Юревич: У нас сегодня в строящемся микрорайоне Чурилово, что в 20 минутах езды от центра города, можно купить стандартную квартиру по цене 33 тысячи рублей за квадратный метр. В других районах областного центра эта цифра колеблется от 30 тысяч до 40 тысяч. К примеру, в Уфе, Нижнем Новгороде стоимость жилья начинается от 45 тысяч. Мы стараемся строить как можно больше доступного жилья. В этом году, к примеру, мы сдадим 700 тысяч квадратных метров жилья - это один из лучших показателей среди городов с миллионным населением.

РГ: Растут ли у челябинцев требования к качеству жилья?

Юревич: Состоятельные люди, конечно, предъявляют соответствующие требования к качеству жилья. Для них строится красивое комфортное жилье с подземными паркингами, по индивидуальным проектам. Но массового спроса на элитное жилье нет. Наоборот, анализ ситуации на рынке жилья показывает, что многие покупают свою первую квартиру с помощью кредита. То есть высок спрос прежде всего на недорогие квартиры. Поэтому мы не видим ничего плохого в том, чтобы продолжать строительство панельных многоэтажек. Этому способствуют и экономические условия. У нас в городе два панелестроительных комбината, третий - в Миассе, но он также работает преимущественно на областной центр. Если мы резко перестанем строить панельные дома, то поставим эти предприятия на грань разорения.

РГ: Но многим челябинцам квартиры по-прежнему не по карману...

Юревич: К сожалению, далеко не все зависит от городских властей. Увеличиваются цены на стройматериалы: с начала года металл подорожал на 50 процентов, недешев и цемент. Из-за нехватки квалифицированных кадров в строительстве растет и стоимость труда. Все это не может не сказаться на цене жилья. Городские власти заинтересованы в сохранении нынешней цены на квартиры. Если она продержится в этом ценовом коридоре еще года два, уверен, многие горожане смогут приобрести собственную квартиру.

Свет на окраинах

РГ: Михаил Валериевич, ваш предшественник на посту мэра Вячеслав Тарасов говорил, что с заработанного рубля городу доставалось 19 копеек. Изменилась ли сегодня ситуация?

Юревич: Могу сказать, что с тех пор лучше не стало. Городские дороги надо ремонтировать, а транспортные налоги челябинцы платят в бюджет области. В 2006 году в городе оставалось 40 процентов подоходного налога, а сейчас - 30. Главы муниципалитетов обращались к федеральным органам власти, чтобы в городах оставалось хотя бы 50 процентов налога.

Себестоимость жилья зависит не только от политики мэрии. Дорожают стройматериалы: с начала года цена на металл выросла на 50 процентов

К чему ведет недостаток средств для муниципальных нужд, наглядно видно на примере таких городов, как Кыштым, Карабаш. Там находятся суперрентабельные предприятия, а стоит выйти за территорию завода, как бросается в глаза нищета, грязь, разбитые дороги. Да и в Челябинске-то до недавнего времени была похожая ситуация. Помню, как сразу после выборов я заехал в Металлургический район и, честно говоря, был в ужасе - света нет, дороги плохие, грязь, мусор. Мы постепенно начали решать эти проблемы. Не скажу, что сегодня все замечательно, но Металлургический район гораздо больше радует глаз.

Исторически сложилось так, что в городе один более-менее благоустроенный район - Центральный. Но люди должны жить в комфортных условиях во всех районах Челябинска, а не только в центре. Поэтому устраняем эту диспропорцию. В следующем году значительные средства будут направлены на благоустройство Ленинского района, самого рабочего и самого запущенного в областном центре. Его проблемы не решались годами и десятилетиями. Будем делать то, что делаем по всему городу: благоустраивать территорию, проводить освещение, строить и расширять дороги, возводить развязки. На улице Новороссийской перенесем трамвайную линию и откроем по всей ее длине двустороннее движение...

РГ: Наша читательница Елена Семенова из Челябинска интересуется: когда в областном центре все-таки будет построено метро?

Юревич: На завершение строительства метро требуется 40 миллиардов. Выделяется в год по одному миллиарду. Вот и считайте. Даже если представить, что с деньгами не будет проблем, то, собрав лучших специалистов со всей страны и поручив дело толковому подрядчику, метро можно построить не раньше, чем через 6-7 лет. К тому же всего одна ветка метро, которая у нас запланирована, по большому счету не решит транспортной проблемы. Нужно, чтобы метро соединяло разные районы, например, Ленинский с Северо-Западом или ЧМЗ. Но об этом пока не идет даже речи.

Плюс ко всему при современных экономических реалиях метро - это заведомо нерентабельный проект. Не случайно в других городах - в Уфе, к примеру, - отказались от его строительства. Мое личное мнение - городу не нужно метро в традиционном виде. Проще было бы пустить наземные скоростные поезда по эстакадам, это в несколько раз дешевле. Но не я принимал решение о начале строительства метро. Да и денег города в этом проекте совсем не много, в основном финансирование ведется за счет областных и федеральных средств. Вопрос, что все-таки делать с метро, - сложный. Может быть, действительно проще достроить его?

Столичные амбиции

РГ: Многие воспринимают Челябинск как индустриальный центр, рабочий город. Насколько это справедливо по отношению к современному мегаполису? Не устарел ли этот имидж за последние годы?

Юревич: Нет, не устарел. Челябинск - абсолютно рабочий город, не туристический. Да, технологии стали более совершенными, сократилось число работающих на промышленных предприятиях. Но наше благополучие по-прежнему зависит от производства. Другое дело, что по мере роста промышленности растут и доходы граждан, их требования к образованию, культуре, отдыху. И современный Челябинск - это не только индустриальный центр, но и культурный, один из лучших городов страны по уровню образования. Созданы хорошие условия для отдыха, развлечений, занятий спортом.

Можно только представить, каким бы был потенциал Челябинска, если бы не потрясения 1990-х годов. Если взять справочник за 1991 год, то половины обозначенных в нем предприятий сегодня не найдете! Фактически прекратили существование автоматно-механический завод, радиозавод, часовой. В жалком состоянии до сих пор "Станкомаш".

Сегодня у меня вызывает опасения состояние ЧТЗ - тракторного гиганта. Да, завод работает, производит технику. Но как бы нам не упустить момент для коренной модернизации предприятия, может быть, даже с привлечением серьезного инвестора. Проблемы на таком предприятии чреваты потерей тысяч рабочих мест, социальными потрясениями. Не хотелось бы, чтобы на месте легендарного ЧТЗ возник очередной торговый центр или выставочная галерея.

А вообще мировой опыт показывает, что быть промышленным центром - это совсем не плохо. Даже наоборот. Возьмем для примера итальянский Турин. Этот город в свое время был столицей Олимпиады. Или Лион во Франции. Оба города сравнимы с Челябинском по количеству населения. Это тоже рабочие города, но с высокими стандартами жизни, большими возможностями самореализации горожан.

РГ: Раз уж зашел разговор о высоких стандартах... Соответствует ли им экологическая ситуация в городе, качество воздуха? Вот, к примеру, пенсионер Евгений Федулов написал в нашу редакцию письмо, в котором жалуется, что в жаркую или безветренную погоду ему трудно дышать...

Юревич: По существующему законодательству главы городов устранены от влияния на экологию. Но, конечно, мне известна ситуация. Основными источниками промышленного загрязнения воздуха являются два металлургических предприятия. Понятно, что по экологическим соображениям их нельзя закрыть, поскольку это стало бы сильным ударом по благополучию горожан. До 2009 года действуют временные экологические нормы, которые дают некие послабления заводам. Если же они введут, как и полагается, современные очистные сооружения, то воздух в городе станет в два раза (!) чище. Тут важно, чтобы газоулавливающее оборудование не просто имелось в наличии на предприятиях, но и регулярно работало. Поэтому будем проводить мониторинг окружающей среды, информировать общественность о качестве воздуха.

Другая проблема - выхлопы автотранспорта. На автомобили приходится половина вредных веществ в атмосфере. К счастью, Челябинск удачно спроектирован, у нас не настолько узкие улицы, как, к примеру, в соседнем Екатеринбурге. Это отчасти снимает остроту проблемы, выхлопы относительно неплохо рассеиваются. Надеюсь, что даст свой эффект и наша работа по расширению существующих дорог, строительству новых развязок. Думаю, года через два автомобили переведут на стандарт "Евро-4", и тогда воздух в Челябинске станет еще чище. И у нас будет дышаться не хуже, чем в европейских промышленных центрах.

РГ: И последний вопрос. Каким вы видите будущее Челябинска?

Юревич: Я хочу, чтобы уже через 5-7 лет Челябинск не уступал по уровню развития промышленным столицам Европы. Чтобы он был ухоженным, имел развитую инфраструктуру: отличного качества дороги, современные магазины, рестораны, культурные и спортивные объекты. Хочу, чтобы молодежь гордилась тем, что она живет в Челябинске, заканчивала здесь вузы, находила работу, чтобы горожане имели высокий уровень зарплаты... А мы, приезжая в тот же Турин или Лион, убеждались бы в том, что не там, а в Челябинске и дороги лучше, и город чище. Вот к чему нам надо стремиться. И я убежден, что решение такой задачи нашему городу по плечу.

http://www.rg.ru/