30.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Челябинская область стала одним из первых регионов в России, разработавшим стратегию социально-экономического развития до 2020 года

В конце августа Заксобрание Челябинской области внесло дополнения в стратегию - семь новых разделов, в том числе меры по увеличению продолжительности жизни населения до 75 лет, формирование среднего класса, рост производительности труда. По заявлениям разработчиков, эти высокие цели вполне достижимы. Направление задано, теперь необходимо ежегодно корректировать программу и принимать в ее исполнение акты законодательной и исполнительной власти.

Поневоле Челябинская область взвалила на себя обязанности лидера, который должен не только в сроки успевать выполнять и корректировать стратегию, но и служить неким образчиком в вопросах планирования для соседних территорий.

Достаточно ли условий для осуществления амбициозной стратегической кампании?

Попали в русло

Работа над стратегией на Южном Урале началась в 2006 году, когда в областной закон о государственном прогнозировании были внесены изменения, связанные с долгосрочным планированием на региональном уровне. К подготовке документа подошли серьезно. Рассказывает заместитель председателя Заксобрания Челябинской области Семен Мительман:

- Разработчиком стратегии выступило областное министерство экономического развития. При этом привлекались специалисты по территориальным аспектам, научные работники ведущих вузов, отраслевых институтов. Авторы проекта совместно обсуждали предложения и дополняли программу. Очевидно, развитие стратегии 2020 Челябинской области будет задавать рамки и формат стратегий муниципальных образований.

Уже в конце 2006 года в министерстве регионального развития РФ состоялись первые согласования положений документа. Тогда программы развития субъектов РФ таких процедур не проходили - из-за отсутствия «территориального разреза» и списка объектов, которым необходима поддержка федерального центра. По словам министра экономического развития Челябинской области Елены Мурзиной, межведомственная комиссия при Минрегионразвития, в которую входили представители федеральных органов власти, дала положительное заключение. Стратегия была не только рассмотрена чиновниками, но и одобрена инвесторами, которые активно вносили предложения. В 2007 году стратегию утвердили областные правительство и дума.

- Доработка понадобилась после заявлений руководства страны о стратегических задачах развития, - рассказывает депутат Госдумы президент Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерий Панов. - Были усилены направления инновационного и инвестиционного развития. За счет повышения эффективности действующей инновационной инфраструктуры, расширения сети технопарков в муниципальных образованиях доля инновационной продукции в ВРП вырастет до 20% в 2020 году. В Челябинской области уже запущена первая очередь инновационного бизнес-инкубатора, строится лаборатория, где можно будет работать с нанотехнологиями, власть эффективно помогает развиваться инновационному бизнесу, компенсируя проценты по кредитам и содействуя в решении оргвопросов. Реализация дополнительных мер по повышению инвестпривлекательности и привлечению капитала, в том числе подписание ста инвестсоглашений с объемом 400 млрд рублей, позволит увеличить инвестиции в экономику области к 2020 году до 1 трлн рублей.

Как исполнять будут

Стратегия - это не свод законов, которые подлежат обязательному исполнению. Значит, нужен специальный механизм, который позволит реализовать программу. Елена Мурзина отмечает, что стратегия развития области будет регулироваться пятилетними планами, а те в свою очередь - ежегодными (с конкретными индикативными показателями, ответственными исполнителями и объемами финансирования), а также дополняться областными целевыми и ведомственными программами по конкретным отраслям и направлениям деятельности. Смысла детально прописывать выполнение стратегии на 12 лет вперед нет, для этого потребовалось бы 20-томное издание. Главное - задать направление.

Реализация региональной стратегии - это и исполнение стратегий, разработанных в муниципалитетах. Более 30 из 43 районов такие программы приняли, остальные будут утверждены местными думами в течение двух ближайших недель. В каждом из муниципалитетов есть свои приоритеты. Выделены зоны опережающего развития: туристическо-рекреационная (Чебаркуль, Миасс, Кусинский, Ашинский районы); особая экономическая с интермодальным логистическим центром в Троицке; транспортно-логистическая (Копейск, Сосновский и Красноармейский районы); металлургическая (Челябинск, Златоуст, Магнитогорск, Верхний Уфалей, Кыштым, Карабаш); стройиндустрии (Катав-Ивановск, Коркинский, Брединский, Саткинский районы); сельскохозяйственная (Агаповский, Варненский, Верхнеуральский, Аргаяшский, Сосновский районы) и зона инновационного развития (Озерск и Снежинск).

А нам что с того 

Бытует мнение, что стратегии регионов разрабатываются для галочки, лишь бы Москва отстала. Проверяется это утверждение наличием реальной пользы, извлекаемой территориями из составленного документа. Что выиграет Челябинская область от принятой стратегии?

Документ предусматривает мероприятия, которые могут быть реализованы совместно с федеральным центром: строительство Южно-Уральской атомной электростанции, объектов электроэнергетики, газораспределительных станций (область из энергодефицитной станет энергоизбыточной), развитие транспортной инфраструктуры вообще и инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги в частности.

По мнению Валерия Панова, стратегия позволит региону развивать малый и средний бизнес. Металлургический комплекс, который дает две трети в областную казну, серьезно зависит от рыночных колебаний. Малый и средний бизнес в силу лучшей адаптированности к меняющимся условиям придаст большую устойчивость экономике области.

Чего-то не хватает

Регионы должны были разработать стратегии до 1 сентября этого года. Некоторые так и не представили в Минрегионразвития свои проекты. Здесь преимущество Челябинской области очевидно. Но его надо грамотно использовать, потратить время на то, чтобы сделать стратегию еще эффективнее. По мнению проректора по научной работе, заведующей кафедрой финансов и кредита Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений Ольги Артемовой, необходимо усилить в стратегии инновационную составляющую развития области с обоснованием отраслевых и территориальных приоритетов, структурную модернизацию в направлении обрабатывающего и наукоемкого секторов региональной экономики, использование потенциала оборонно-промышленного комплекса, в частности технологий двойного назначения.

Дополнительной аналитики, обоснования и расчетов требует раздел о повышении производительности труда как основы роста эффективности экономики. Этот вопрос должен быть представлен в конкретной плоскости, а именно рассмотрены методологические и методические вопросы по определению показателя производительность труда, приоритетные отрасли, предприятия, в которых повышается производительность труда, насколько она повышается, а также сроки, основные факторы и мотивация предприятий.

Артемова подчеркивает, что в стратегии не прозвучал принципиальный вопрос о государственно-частном и государственно-общественном партнерстве как механизме взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Именно на этой основе следует рассчитывать на поддержку и реализацию стратегии.Нам видится, что принятие стратегии - уже большой шаг вперед. В Челябинской области он эффективнее, чем в других территориях еще и потому, что здесь учитываются муниципальные программы и направленность развития районов. В том, что документ будет нуждаться в изменениях, сомнений нет: проект и должен быть живым, вызывать дискуссию и периодически корректироваться.

http://www.expert.ru/