23.07.2009 | Служба новостей Росфирм
УФАС возбудило дело в отношении «Лаборатории Касперского»
ЗАО «Лаборатория Касперского» подозревается в организации незаконной схемы продаж своих антивирусных программ. УФАС по Челябинской области возбудило в отношении компании дело, посчитав, что она ограничивала свободное распространение своих продуктов поставщиками. Сам производитель программного обеспечения настаивает на том, что может работать с посредниками так, как посчитает нужным, и обещает привлечь УФАС к ответственности «за распространение заведомо ложных сведений».
Как рассказал „Ъ" эксперт отдела антимонопольного контроля УФАС Евгений Клепиков, поводом для возбуждения дела стали итоги конкурса на поставку систем вирусной защиты Касперского для регионального управления Федеральной регистрационной службы. «13 из 16 поставщиков-участников предложили одинаковую цену на товар. Все они являлись авторизованными партнерами „Лаборатории Касперского"», - сообщил он. Остальные участники изначально не имели договоров с компанией, однако предложили цены ниже. В итоге победителем было объявлено ООО «Риан-Урал», предложившее самую низкую стоимость контракта - 209 тыс. рублей. «Однако „Лаборатория Касперского" отказалась заключать с ними договор, и победителем был назван один из авторизованных партнеров - ЗАО «Менфис», предложивший 311,535 тыс. рублей», - отметил господин Клепиков. По данному факту УФАС возбудило дело в отношении ЗАО «Лаборатория Касперского» по признакам нарушения ст. 11 закона «О защите конкуренции», посчитав, что компания ограничивала свободное распространение продуктов поставщиками. «„Лаборатория Касперского" создала четкую цепочку реализации своей продукции: сначала продукт поступает к дистрибьютору, потом к авторизованному партнеру и лишь затем к пользователю. И на каждом участке компания требует придерживаться определенного уровня цен», - пояснил господин Клепиков. По мнению УФАС, это свидетельствует о координации экономической деятельности, что ограничивает конкуренцию на рынке информационных технологий.
Планируется, что УФАС рассмотрит дело 4 августа. Если вина компании будет доказана, то на нее будет наложен штраф в размере от 1 до 15% от полного оборота продукции «Лаборатории Касперского» на территории Челябинской области. В УФАС отмечают, что подобное дело будет рассмотрено впервые и не исключают, что за ним могут последовать и другие - в отношении иных производителей ПО. Например, ближайший конкурент «Касперского» - Dr. Web, по данным антимонопольщиков, использует аналогичную цепочку контроля за ценами при распространении своей продукции.
В ЗАО «Лаборатория Касперского» удивлены претензиями УФАС. «Компания осуществляет распространение программных продуктов для корпоративных пользователей на основе лицензионных договоров, согласно гражданскому законодательству. Лицензионный договор не является публичным договором, и поэтому „Лаборатория Касперского" не обязана поставлять свое ПО любому посреднику, который обращается в компанию», - подчеркнули в пресс-службе. В компании также указали на то, что если заявку на участие в конкурсе подает организация, которая не имеет договорных отношений с производителем и соответственно не обладает товаром, необходимым государственному заказчику, то такая организация должна быть признана недобросовестным поставщиком. «В данном случае, на наш взгляд, имеет место лоббирование челябинским УФАС интересов конкретной коммерческой организации», - добавили в пресс-службе. Кроме того, компания рассматривает вопрос о привлечении УФАС к ответственности «за распространение заведомо ложных сведений, порочащих деловую репутацию „Лаборатории Касперского"».
Участники рынка отмечают, что схема, по которой работает «Лаборатория Касперского» является одной из самых распространенных среди производителей ПО. «Компания является правообладателем и автором программы, поэтому имеет право выбирать, сотрудничать или не сотрудничать с поставщиком. Претензии УФАС возможно были бы обоснованны, если бы она была локализатором зарубежных программ», - считает региональный координатор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов по Свердловской области Алексей Громозов. «Компания „Лаборатория Касперского", как и многие другие разработчики программного обеспечения, придерживается политики единых розничных цен, что защищает рынок лицензионного ПО от ценовых войн, которые в долгосрочной перспективе пагубно влияют на развитие IT-отрасли в целом. Соревнование поставщиков должно быть не по цене, а по качеству и объему оказываемых услуг», - добавила директор по маркетингу и PR интернет-супермаркета ПО Softkey Татьяна Цветкова. Впрочем, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) Станислав Сиражев говорит, что ситуация неоднозначна. «Компания может самостоятельно устанавливать отношения с партнерами, которые должны отвечать определенным критериям: сервисным, обслуживания продукта. Но если УФАС посчитает, что „Касперский" занимает доминирующее положение на рынке производства антивирусных программ, то, скорее всего, признает факт нарушений», - пояснил он.
Источник: "КоммерсантЪ"
Другие новости по теме
27.11.09 Уральский банк Сбербанка России объявляет тендер!
20.11.09 Первый шаг к успеху: бизнес-конференция рекламодателей Кургана
02.11.09 РУСАЛ и NORINCO подписали контракт на поставку алюминия
02.11.09 Chevrolet и Райффайзенбанк запускают новую программу автокредитования для Chevrolet Lacetti
01.09.09 Челябинского застройщика заподозрили в уклонении от уплаты налогов
►Все новости по теме