21.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Куда текут молочные реки?

Молочная промышленность Челябинской области переживает кризис. Производители молока сетуют на низкие закупочные цены и отсутствие в необходимом размере дотаций со стороны государства. Торговые сети отмечают, что местная продукция зачастую проигрывает по качеству и цене конкурентам из других регионов. В этих условиях производство и переработка молока на Южном Урале становится делом нерентабельным. Как выжить участникам рынка в непростой ситуации? Этот вопрос обсуждался 20 августа за круглым столом, прошедшем в рамках выставки «Агро-2008».

Головная боль местных производителей молока - низкие закупочные цены. В августе прошлого года переработчики закупали сырье по 8 рублей за литр. Осенью производители подняли цену до 11 рублей. В зимний период в связи с сезонным повышением цен она составляла 13-14 рублей. Сейчас цена закупа стабилизировалась на уровне 10,5 рублей. По мнению представителей сельхозпредприятий, этого явно недостаточно для того, чтобы покрыть расходы на производство молока.

«С учетом всех расходов закупочная стоимость должна быть не ниже 16 рублей», - считает стратегический инвестор животноводческого агрохолдинга ООО «Ясные поляны» Юрий Федоров. Рентабельность производства молока на сегодня, по словам самих изготовителей, не превышает 3-4%, тогда как для того чтобы выжить, предприятиям необходимо работать с эффективностью хотя бы в 8%.

Ситуацию не спасают и дотации, которые сегодня сельхозпредприятия области получают от государства. «Сейчас говорят, что мы получаем дотацию в размере 1,4 рубля на литр, - рассуждает генеральный директор ОАО «Племенной завод «Россия» Сергей Деревсков. - Но выдается она не в денежном эквиваленте, а комбикормом. Государству пора перенимать мировые практики, по которым дотации составляют порядка 20% от стоимости литра молока. Это 3-4 рубля».

«Если поднимать вопрос о дотировании, то оно должно составлять 4 рубля за литр, - поддерживает коллегу Юрий Федоров. - Кроме того, на сегодня у нас дотируются 20 предприятий в области, а всего их 134. Заниматься сельским хозяйством в таких условиях становится просто невыгодно».

Без должной поддержки властей закупочная цена молока в Челябинской области оказывается выше, чем в других регионах, например, в Перми или Тюмени. Там госдотации составляли 2 рубля еще два года назад. Соответственно, выше цена готового продукта. Последствия этой ситуации можно наблюдать в магазинах, где на полках продукцию местных производителей все активнее теснит молоко из других регионов. «Надо решать вопрос с ценой, увеличивать дотации для сельхозпроизводителей, - считает генеральный директор ОАО «Копейский молочный завод» Александр Балмашнов. - Иначе не выдержат ни они, ни переработчики. У нас и так каждый год закрывается по одному молокозаводу».

Низкая рентабельность производства молока не способствует и повышению качества, которому сейчас далеко до европейских стандартов. В качестве возможного выхода господин Федоров предложил значительно повысить цену на качественное молоко. За счет этого, по его мнению, можно будет дотировать небольших производителей, работающих в невысокой ценовой категории.

В последнее время, чтобы поддержать мелких молокопроизводителей, создаются сельхозкооперативы. Они берут на себя функции реализации молока и помощи в части закупа кормов. Сейчас в области 22 подобных предприятия, из них 12 занимаются только молочной продукцией. Однако и здесь есть проблемы: пока кооперативы неинтересны для молокозаводов, так как качество сборного молока ниже, а аткже отсутствует зимнее молоко. Так, СПС ПСК «Октябрьский» хоть и собирает достаточное количество молока: от 10 до 17 тонн в зависимости от времени года, но закупает его за 9 рублей за литр, а продает на молокозаводы по 10-10,5.

«Рубль дохода рентабельности не приносит, - комментирует председатель кооператива Вадим Керелюк. - Поэтому мы приняли решение строить свой небольшой молокозавод производительностью в пять тонн».

Однако не факт, что произведенное на этом заводе молоко удастся реализовать. В последнее время в торговых сетях представители местных молочных комбинатов все чаще сталкиваются с условиями, которые считают для себя неприемлемыми - прежде всего это высокие входные бонусы. «На торговый рынок продолжают заходить федеральные сети со своим строгим регламентом, к которому мы не готовы. Это большие бонусы и требование к прокрытию территорий, - говорит заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Елена Казенова.

Мелкие молокозаводчики все все больше работают с торговыми точками «шаговой доступности» и магазинами в небольших городах области. Сотрудничество с торговыми сетями им не по карману: слушком высоки бонусы. К примеру, если раньше СПК колхоз «Рассвет» (молоко марки «Камелла») 90% своей продукции реализовывал в Челябинске, то сегодня эта цифра опустилась до 15-20%.

«Нам легче работать с маленькими городами, где нет сетевых магазинов, - подтверждает председатель СПК колхоз «Рассвет» Виктор Дегтярев. - Сложно работать с торговыми сетями. Объемы производства у нас небольшие, бонусные системы не под силу. Мы уходим не споря. Поэтому сейчас Южноуральск приобретает в два раза больше нашей продукции, чем Челябинск».

По словам представителей торговых сетей, магазин от оборота молочной продукции получает меньше всего - 11-12%. Играют роль затраты на холодильное оборудование, персонал, просроченную продукцию. «Мы стараемся помочь каждому из производителей найти свою нишу, - говорит директор по маркетингу и закупкам ООО «Молл» (ЦТ «Молния») Олег Мотов. - В настоящее время активно сотрудничаем в Озерском, Южноуральском, Уйском «Юнимилком» и «Золотыми лугами» из Тюмени. Цены у них ниже, чем у челябинских производителей на 2 рубля».

Еще одно немаловажное звено в этой цепочке проблем - снижение потребления молока из-за низкой платежеспособности населения. Этот вопрос поднял присутствовавший на круглом столе и. о. начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский: «Раньше челябинцы выпивали физиологическую норму молока - более двухсот литров в год, сейчас среднее потребление снизилось до 20 литров. И в этих условиях мы 20% рынка уже отдали Самаре, Питеру, Уфе, Кургану».

В целом среди участников круглого стола не нашлось ни одного, кто бы смог дать хоть сколько-нибудь утешительный прогноз ситуации. По общему мнению, очередное повышение закупочной цены на молоко следует ожидать к началу учебного года. «Повышение закупочной цены будет однозначно, - уверен Сергей Деревсков. - Это связано с сезонным повышением цен: 1 сентября откроются образовательные учреждения, кроме того, не стоит сбрасывать со счетов инфляцию. Цена возрастет в среднем до 14-15 рублей. О том, чтобы снизить цену, должно позаботиться правительство».

http://chel.ru/