10.11.2008 | Служба новостей Росфирм

Сокращение квот для трудовых мигрантов грозит рынку проблемами

Сокращение квот для трудовых мигрантов грозит рынку проблемами Сокращение квот для трудовых мигрантов не только не решит вопросы занятости местного населения, но и грозит проблемами тем отраслям, в которых задействованы иностранцы. Работать на низкооплачиваемых должностях будет некому.

«Наши деньги - нашим людям!» - с такими лозунгами 1 ноября в Челябинске «молодогвардейцы» (молодежное отделение «Единой России») выступили против пребывания в стране нелегальной иностранной рабочей силы. Пикеты прошли еще в четырех городах - Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Хабаровске. Главная идея прокремлевской организации - закрыть на ближайший год границу для мигрантов и отдать их рабочие места россиянам. Предложение будет внесено в Госдуму. Молодые активисты считают, что «кормить иностранных рабочих и чужие государства не следует». Плюс ко всему они приводят и такой аргумент: трудовые мигранты в условиях кризиса - это потенциальные преступники. После того, как строительные компании сократят рабочие места, многие нелегалы окажутся на улице. «Молодогвардейцы» хотят организовать патрули для выявления таких мигрантов, инспектировать стройки.

Заявления молодежного движения попахивают национализмом и напоминают идеи Жан-Мари Ле Пена. Вряд ли органы власти всерьез отнесутся к этим предложениям. Федеральная миграционная служба (ФМС) уже обвинила инициаторов антимигрантской акции в попытке «сорвать сиюминутные дивиденды и искусственно разлить бензин, который кто-то случайно может поджечь». Предложение «Молодой гвардии» не обдумано, оно точно не будет воспринято как руководство к действию, заявил первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. Он добавил, что сокращение квот для трудовых мигрантов может не лучшим образом отразиться на отношениях России со странами СНГ.
Политическая игра на межнациональных отношениях - чрезвычайно опасное занятие в такой многонациональной стране, как Россия. Но при всей провальности акции одну из поставленных задач движение выполнило: теперь в общественном транспорте, на улицах и в магазинах обыватели рассуждают о том, нужны ли стране мигранты. К сожалению, в большинстве суждений преобладает эмоциональная оценка, без какого-либо анализа структуры трудового рынка. Никто и не спорит, отношения с иностранной рабочей силой нуждаются в дополнительном регулировании. Но не в полном же уничтожении. Действительно ли мы готовы отказаться от труда гастарбайтеров?

Дело здесь не только в толерантности. Сегодня многие эксперты считают, что экономический рост невозможен без пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. И пусть вас не смущает кризис, спад сменится подъемом. Но при этом к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн человек, а к 2025-му - на 18 - 19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009 - 2017 годах, когда среднегодовая убыль этой возрастной группы превысит 1 млн человек. Все, кто будет входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно.

Остаются мигранты. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2008 году оно, по прогнозам ФМС, превысит 6 млн человек. Этот показатель отражает лишь небольшую часть процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных трудовых мигрантов в России колеблется в пределах 15 - 20 млн человек, из которых только в Москве трудятся до 5 миллионов. По данным комиссии ООH по народонаселению и развитию, на начало 2006 года в России находилось 12 млн международных мигрантов, по этому показателю страна была на втором месте в мире после США с 38 млн мигрантов. В ФМС наиболее реалистичной оценкой численности нелегальных гастарбайтеров считают 10 млн человек. При этом свыше 80% из них - выходцы из стран СНГ. Согласно прогнозам Росстата, в 2010 году в России будут находиться не менее 19 млн нелегальных мигрантов.

Большинство иностранцев в России работает на непрестижных должностях, например, строителями или дворниками. Почему граждане из ближнего зарубежья приезжают к нам трудиться в качестве разнорабочих? Потому что россияне считают недостойным для себя заниматься уборкой мусора или таскать кирпичи. Кроме того, мигранты готовы работать больше и за меньшие деньги. И работодатели на этом играют.

По данным Института демографии ГУ-ВШЭ, менее четверти мигрантов трудятся на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. Менее трети получили от работодателя какой-либо аванс. При этом только половина уверена в том, что действительно увидят свои деньги. Как показывает практика, работодатели зачастую под разными предлогами отказываются платить. Оплата «по окончании» и сверхурочная работа без доплаты (только 20% мигрантов получают плату за дополнительное отработанное время) - типичная практика теневой занятости.

- Отношение работодателей и организаций, осуществляющих набор персонала, к трудовым мигрантам не совсем корректное, - рассказывает вице-президент некоммерческой организации Фонд «Киргизия - Урал» Айдар Олжобаев. - Чаще всего не выполняются обязательства по зарплате: частично урезают или совсем ее лишают. Это противоречит Трудовому кодексу РФ, но воевать с работодателями в судах мигранты не решаются, предпочитая просто уезжать. Пока на строительных объектах мы не отмечаем массовых увольнений, но условия оплаты ухудшаются: если раньше работодатель давал какой-то соцпакет (оплачивал проживание, проезд, питание), то теперь идет речь о чистой зарплате, которую работодатели начали задерживать, объясняя это тем, что деньги из банков не поступают. Люди заканчивают работу и по полтора-два месяца ждут денег. Но мы-то понимаем, что это лукавство, ведь банки работают. Кроме того, речь идет не о миллиардных суммах: даже на крупных строительных объектах фонд оплаты труда не превышает 2 млн рублей. А маленькая бригада из десяти человек получает 300 - 400 тысяч за полтора-два месяца работы. Мировой финансовый кризис не является причиной для невыплаты этой мизерной суммы.

По словам председателя общественной организации «Урал - Узбекистан» Нумона Хайдарова, многих его соотечественников увольняют. Так, в Первоуральске со стройки уволено 140 человек. Зарплату дали и сказали: «Все ребята, денег больше нет. Если ситуация изменится, мы вас вызовем». Нумон Хайдаров отметил, что и в Екатеринбурге грядут сокращения, которые уже спровоцировали отток мигрантов.

В меньшей степени кризис затронул мигрантов из Армении. Почетный консул Республики Армения в Екатеринбурге Арташес Чилингарян рассказывает, что армяне в основном работают в сфере обслуживания:

- Развитие бизнеса клановое, если кто-то открывает ресторан, то берет на работу родственников и знакомых, устанавливает опекунство над ними, поэтому даже во время кризиса не даст им пропасть. Это не таджикский фактор: приехали, заработали и уехали. Поэтому я не могу сказать, что среди приехавших на работу армян есть массовые увольнения.

В ФМС не ожидают ухудшения ситуации с мигрантами в случае сокращения рабочих мест для иностранцев из-за финансового кризиса. Они едут работать в Россию исходя из квот, которые предоставляют регионы, опираясь на потребности работодателей. «Регионы присылают заявки на следующий год. Это значит, что работодатели планируют продолжить деятельность», - сообщили в ФМС.

Квоты, установленные на 2008 год, были исчерпаны уже весной этого года, поэтому одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы - корректировка механизма квотирования, считает заместитель директора ФМС Екатерина Егорова:

- Как конкретно будет меняться этот механизм, говорить преждевременно. Один из возможных вариантов - участие физических лиц в квотировании. Много мигрантов работает в качестве сторожей, домработниц, нянь, просто яму копают у кого-то на даче. А механизм заявок на сегодняшний день от физических лиц еще не предусмотрен.
Механизм привлечения иностранной рабочей силы - достаточно сложная конструкция, которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия их приезда для коренного населения, и отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, и потребности экономики. По словам Екатерины Егоровой, совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются, в какой-то степени это расчеты, где-то - эксперимент.

Регионы уже сейчас пересматривают политику в сфере привлечения иностранной рабочей силы. В ближайшее время квоты будут скорректированы в сторону уменьшения. Например, в Свердловской области сейчас работает более 100 тыс. трудовых мигрантов. Планировалось увеличить квоту в два раза в будущем году, но скорее всего этого не произойдет.
В дальнейшем экономическое благополучие регионов будет еще сильнее зависеть от их способности привлекать в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав. Есть страны, которые уже сейчас конкурируют с Россией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будет обостряться. В ближайшее время в пространстве СНГ в нее могут включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому задача сделать российские регионы миграционно привлекательными потребует реальных действий, направленных на разработку сбалансированной миграционной политики, включая прием мигрантов, правовое и институциональное обеспечение их пребывания и занятости. 

Источник: "Эксперт-Урал"