17.11.2008 | Служба новостей Росфирм

Несмотря на жесткую критику Путина, «Мечел» устоял и продолжает свои проекты

Несмотря на жесткую критику Путина, "Мечел" устоял и продолжает свои проекты

Компании «Мечел» еще в июле прочили крах и сравнивали с ЮКОСом. Тогда критика Владимира Путина в адрес ее владельца Игоря Зюзина обратила в бегство инвесторов и обвалила российский рынок. Сам «Мечел» тогда за один день подешевел на $5 млрд. С тех пор его капитализация упала еще втрое. Тем не менее «Мечел» не только устоял, но и сейчас, в разгар кризиса, когда мало кого интересуют ценные бумаги, размещает облигации и привилегированные акции. На что рассчитывает Зюзин? Оказывается, у него еще немало козырей в рукаве.

Долгое время владелец «Мечела» Игорь Зюзин считался среди металлургов везунчиком, его недолюбливали. Уход из бизнеса компаньона - Владимира Йориха - развязал Зюзину руки. Он успешно консолидировал угольные активы, став одним из крупнейших производителей угля в России. Растущие цены на сырье и особенно уголь нивелировали шероховатости бизнеса. Его стоимость летом выросла до $22 млрд, а Зюзин (73% «Мечела») сделался одним из богатейших олигархов страны и собирался двигаться дальше. Для запуска проектов и скупки активов нужны были деньги, а занимать не хотелось. При органической неприязни к долгам уровень долга 1,5 EBITDA для Зюзина казался критическим. Бизнесмен решил выделить из компании ферросплавный и угольный бизнесы, разместив на бирже акции новых компаний, а также продать привилегированные акции самого «Мечела». Удобная схема: владельцы префов получают дивиденды, но не имеют права голоса, Зюзин получает деньги от продажи бумаг, не теряя контроля над компанией.

Воплотить в жизнь этот план из-за критики Путина не удалось. Но бизнесмен не растерялся и переборол ситуацию. Во-первых, сумел договориться с металлургами - НЛМК и Магниткой, которые жаловались на «Мечел» вице-премьеру Игорю Сечину. Рассказывают, что сам Зюзин несколько раз встречался с Сечиным. «Мечел» согласился сотрудничать с ФАС, пошел на уступки металлургам, недовольным его сбытовой политикой. До этого «Мечел» предпочитал продавать уголь на спотовом рынке, а металлурги не поспевали за бурно растущими ценами. Но тут «Мечел» снизил расценки на 15% и договорился о длинных контрактах до конца этого года. А с 2009-го обещал перейти на пятилетние контракты по определенной формуле ценообразования.

Во-вторых, угроза того, что входящий в «Мечел» Челябинский меткомбинат может отойти корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, похоже, миновала. Зюзин нашел не менее влиятельного покровителя - президента РЖД Владимира Якунина. На прошлой неделе Зюзин и Якунин подписали договор о том, что Челябинский меткомбинат начнет выпускать рельсы и до 2030 г. будет поставлять РЖД рельсы на сумму не менее $360 млн в год. До сих пор монопольным производителем рельсов был «Евраз», и РЖД требовалась альтернатива. К тому же Якунин давно мечтал выстроить систему скоростных железных дорог, которым нужны рельсы нестандартной конфигурации и длины. «Евраз» их не выпускал, а у «Мечела», делающего спецстали, это должно было получиться.

Действия Зюзина помогли «Мечелу» в кризис. Длинные контракты с металлургами оказались компании даже на руку. Они были заключены по $200 за 1 т. В июле-августе это было ниже рынка. Но из-за кризиса цены на сталь снизились по сравнению с июльскими на 30-50%. Примерно так же должна упасть и стоимость сырья, но тут процесс чуть запаздывает. В любом случае металлургам невыгодны условия поставок угля, на которых они сами так настаивали еще в конце лета. При этом сталелитейный бизнес «Мечела» пострадал не так сильно, как у конкурентов. НЛМК за последний месяц уменьшил выпуск стали на 22%, Магнитка работает лишь на половину мощностей. У «Мечела» дела получше: он снизил производство на 18%.

Более того, даже в кризис «Мечел» продолжает экспансию. В октябре он купил немецкого металлотрейдера HBL Holding GmbH. Чуть ранее «Мечел» озвучил планы по строительству нового ферросплавного завода в Казахстане стоимостью более $500 млн. Также компания рассчитывает запустить вагоносборочное производство стоимостью $125 млн в Якутии.

Кроме того, «Мечел» не оставляет планов начать разработку Эльгинского угольного месторождения в Якутии. В этом проекте также заинтересована РЖД, которая начинала строить железную дорогу до Эльги и рассчитывает перевозить уголь оттуда. Зюзин не прочь получить госфинансирование под этот проект. «Мы рассматриваем такую возможность. Но хотели бы оставить проект частным, без доли государства в Эльге», - заявлял Зюзин в сентябре в Якутии. По его словам, компания обошлась бы займами на рынке, если бы не было кризиса. Стоимость сложного проекта тянет на $3 млрд. Всего же инвестиционные потребности «Мечела» - порядка $4 млрд. Примерно столько же составляет краткосрочный долг компании.

Капитализация «Мечела», еще весной доходившая до $22 млрд, сейчас упала до $2,6 млрд. Где взять деньги? Старший вице-президент «Мечела» по экономике и управлению Мухамед Циканов говорит, что его компания думает обратиться за кредитом в ВЭБ. Помимо этого «Мечел» заявил о планах разместить биржевые облигации на 30 млрд руб. и привилегированные акции на 30% уставного капитала. Речь может идти о сумме около $900 млн, исходя из нынешних котировок «Мечела» и дисконта за привилегированные акции (они ценятся ниже обычных, так как не имеют права голоса). Примерно половину выпуска ФСФР разрешила продать за рубежом. Западные фонды и раньше относились к идее выпуска префов довольно прохладно. Кто купит бумаги теперь?

Облигации «Мечела» недостаточно надежны, их нельзя будет закладывать в Центробанке по схеме РЕПО, чтобы получить под них кредит. Половина выпусков биржевых облигаций в ближайшее время будут техническими, полагает кредитный аналитик «Уралсиба» Станислав Боженко.

В этом случае потенциальным покупателем может быть один из госбанков. Он выкупит облигации под 12-14%, а когда ситуация улучшится, сможет продать их с доходностью 30%. При этом банку нужно обеспечение, свободное от других залоговых обязательств, с дисконтом как минимум 20% к рыночной цене.

В случае с «Мечелом» залогом могут быть те самые привилегированные акции, полагает Боженко. Любопытно, что ранее одним из андеррайтеров выпуска привилегированных акций «Мечела» был «КИТ Финанс», который теперь достался РЖД. Возможно, как раз РЖД и поможет «Мечелу» деньгами? Тем более что привилегированные акции - заманчивый инструмент. Если у «Мечела» не найдется средств для выплаты дивидендов, акции автоматически будут переведены в голосующие и контрольный пакет Зюзина в компании размоется.

Источник: SmartMoney